Обновлено Ноябрь 15th, 2013 12:39
Май 30, 2013 admin Судебная практика Комментарии отключены
Решение от 20 мая 2013 года №
По делу № 2-167/2013
Принято
Калтасинским районным судом (Республика Башкортостан)
Калтасинский районный суд Республики Башкортостан:
в составе председательствующего судьи Александрова Э.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> Саитгалиной Л.Ф.,
представителя администрации МР <адрес> Гизитдиновой В.Е., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Садретдиновой Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в виде квартиры с санузлом и кухней внутри предоставляемой квартиры по договору социального найма вне очереди по месту жительства в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям по норме предоставления площади жилого помещения на весь состав семьи, но не менее 14 кв.м.,
Установил:
Прокурор <адрес> действуя в интересах ФИО1 в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес>, в котором просит обязать ответчика вне очереди предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья. В обоснование иска истец указал на то, что мать ФИО1 – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а его отец- ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 закончил учебу в МОБУ СОШ № <адрес>, в тот же год поступил на учебу в ГБОУ НПО Профессиональный лицей № <адрес> РБ, где с ДД.ММ.ГГГГ по в настоящее время обучается по очной форме и проживает по адресу: <адрес>-а, корпус 1, <адрес>. в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достиг совершеннолетия. В настоящее время он официально не трудоустроен, не женат, детей не имеет. Постановлением Главы администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. собственного или закрепленного жилья он не имеет. После окончания школы и исполнения 18 лет жилье ФИО1 предоставлено не было.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Решением Совета МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения с учетом членов семьи, т.е. не менее 14 кв.м.
Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гарантирует гражданам, нуждающимся в жилище, его бесплатное предоставление или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить, обязав ответчика предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилья не менее 14 кв.м.
В судебное заседание ФИО1, в интересах которого прокурором подан иск будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в суд не явился, в адрес суда представив заявление о рассмотрении дела без его участия, поэтому суд считает возможным рассмотрение дела без него.
Представитель ответчика Администрации МР <адрес> ФИО8, иск прокурора <адрес> РБ, действующего в интересах ФИО1, признала частично и суду заявила, что администрация района свои обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилище сирот выполнили, ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося, однако, жилье ФИО1 будет предоставлено по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета, после проведения всех необходимых процедур по предоставлению такого жилого, поэтому реально жилье может быть предоставлено не ранее конца декабря 2013 года.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований из Правительства Республики Башкортостан, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседании, в суд не явились, при этом, не представив суду никаких заявлений и ходатайств относительно заявленных исковых требований.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что иск прокурора в интересах ФИО1 к Администрации МР <адрес> РБ подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства: социальной защиты включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном : муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условии. обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 57 Конституции РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Данными исключительными случаями является предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон №), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания указанных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечения, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон №) полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ.
Частью 1 ст. 8 Закона № установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Закона №, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающих в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления городских округов в <адрес> наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, федеральным и региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления, за счет средств регионального и местного бюджетов.
В судебном заседании представитель ответчика признали, что выделенное бюджета Республики Башкортостан финансирование недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> Республики Башкортостан жилыми помещениями.
Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Установлено, что Постановлением Главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено попечительство над ФИО1 и попечителем был назначен его дядя- ФИО2. Этим же постановлением было определено место жительство ФИО1 на период опеки по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>
Постановлением Главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения с последующим предоставлением жилплощади в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Факт нуждаемости и обоснованность постановки ФИО1 на учет для предоставления жилья администрацией МР <адрес> РБ стороны в судебном заседании не оспаривают. По настоящее время ФИО1 не обеспечен жилым помещением.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать ФИО1, нуждающимся в предоставлении вне очереди жилого помещения о договору социального найма, которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — а именно Администрацией МР <адрес> РБ в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», площадью не менее 14 кв.м.
Руководствуясь ст.ст.56,194-196,198, 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Администрации МР <адрес> о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР Калтасинский Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись
Ноя 15, 2013 Комментарии отключены
Ноя 13, 2013 Комментарии отключены
Ноя 12, 2013 Комментарии отключены
Ноя 08, 2013 Комментарии отключены
Июл 20, 2013 Комментарии отключены
Июл 20, 2013 Комментарии отключены
Июл 20, 2013 Комментарии отключены
Июл 20, 2013 Комментарии отключены