Обновлено Декабрь 27th, 2015 4:47
Июн 30, 2012 admin Судебная практика Комментарии отключены
Об обязании устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения
По делу №
Принято
Ремонтненским районным судом (Ростовская область)
29 июня 2012 года
Ремонтненский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ковалева А.Н., при секретаре Юхновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес> и Муниципальному общеобразовательному учреждению ФИО8 средняя общеобразовательная школа об обязании устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
Установил:
<адрес>, в интересах неопределённого круга лиц, обратился с иском к администрации <адрес> и Муниципальному общеобразовательному учреждению ФИО8 средняя общеобразовательная школа (далее ФИО4 СОШ) об обязании устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения. В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения ФИО4 СОШ требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах противодействия терроризму». ФИО2 СОШ является администрация <адрес>. Финансирование образовательного учреждения осуществляется из местного бюджета, а главным распорядителем средств является Ремонтненский отдел образования администрации <адрес>. По результатам проверки установлены факты нарушения законодательства, в связи с чем, <адрес> было направлено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений. На указанное представление в прокуратуру <адрес> поступил ответ, из которого следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности школ в Министерство общего и профессионального образования <адрес> направлена заявка на выделение денежных средств. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции учебного заведения, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного учреждения во время образовательного процесса, за нарушение их прав и свобод, несёт образовательное учреждение. Таким образом, установлено, что в ФИО4 СОШ, вследствие бездействия должностных лиц не созданы надлежащие условия, гарантирующие охрану здоровья и безопасности учащихся образовательного учреждения. Просил: Обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства для оборудования ФИО4 СОШ распашными решетками, системой видеонаблюдения. Обязать ФИО4 СОШ установить систему видеонаблюдения, установить распашные решетки на окнах первого этажа здания школы.
ФИО3 — администрация <адрес>, не согласился с исковыми требованиями и представил возражение на иск в котором указал, что в ст.5 п. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» нет четкого определения полномочий органов местного самоуправления по противодействию терроризму в пределах их полномочий. На территории <адрес> существует межведомственная комиссия по противодействию экстремизму и терроризму, разработана муниципальная долгосрочная программа 2011-2013 г. по профилактике терроризму и экстремизму, разработана программа по профилактике правонарушений 2011-2013 с мероприятиями направленными на профилактику терроризма. Руководящий документ — «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств Р<адрес>.36.003-2002», утвержденный МВД РФ распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Все перечисленные в данном документе объекты, подлежащие государственной охране, не относятся к системе образования и образовательным учреждениям. МБУЗ ФИО8 СОШ не заключала договора с вневедомственной охраной, а следовательно данный документ не может быть применен в качестве документа подлежащего немедленному исполнению. Для обеспечения безопасности школьников в школе есть пожарная сигнализация, тревожные кнопки, ведется строгий учет посещаемости учащихся, территория школы огорожена и освещается в темное время суток. Конституция РФ устанавливает в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица, согласие этого лица. Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность распространяется не только на государственные органы власти и управления, на государственные предприятия и организации, но и на граждан. Законность цели не существует в изоляции от конституционных прав граждан, в первую очередь от права на защиту частной жизни, какой бы значимой не была цель охраны. Более того, организация видеонаблюдения в помещении требует соблюдения многих условий, а также затрат значительных денежных средств, о предварительным подсчетам — 98000 рублей. Затраты на установку распашных решеток, по предварительным расчетам составят от 2540<адрес> рублей. <адрес>, с учетом того, что бюджет района является высокодотационным, считает такие меры невыполнимыми. Финансовое исполнение таких требований может значительно сказаться на качестве образовательного процесса. В настоящее время не существует руководящих нормативно-правовых актов, обязующих устанавливать в образовательных учреждениях видеонаблюдение и распашные решётки. Подобные меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений носят лишь рекомендательный характе<адрес>: отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
ФИО3 СОШ представила в суд отзыв на исковое заявление прокурора, в котором изложила доводы аналогичные доводам администрации <адрес>. Указал, что школа неукоснительно соблюдает требования закона «Об образовании», в рамках закона «О противодействии терроризму» разработан и исполняется план мероприятий по антитеррору, утверждена и исполняеся инструкция по предупреждению террористических актовправилам безопасного поведения в случае их возникновения. Просил: отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в связи с тем, что исковые требования не закреплены законодательством РФ.
Лица, участвующие в деле были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
В судебном заседании представитель истца, прокурор прокуратуры <адрес> Лукьянченко Л.Э. представил заявление об уточнении исковых требований, где указал, что ДД.ММ.ГГГГ утверждено Постановление администрации <адрес> № «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в <адрес> на 2012-2014 годы», согласно которой уровень материально-технического оснащения учреждений образования, культуры и здравоохранения характеризуется достаточно высокой степенью уязвимости в диверсионно-террористическом отношении. К характерным недостаткам по обеспечению безопасности на ряде объектов образования, относится среди прочих отсутствие видео наблюдения, установка которого ограничивает несанкционированный доступ на территорию учебного заведения, что в свою очередь можно отнести к профилактике терроризма. Считает, что обязанность по устранению выявленных недостатков антитеррористической защищенности образовательного учреждения лежит как на исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, так и на образовательном учреждении, как юридическом лице, отвечающем за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также исполнение обязанностей образовательного учреждения с наличием их финансовых возможностей. Таким образом, в случае отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств на устранение недостатков антитеррористической защищенности образовательных учреждений не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Просил уточненные исковые требования удовлетворить иск в полном объёме, а именно: Обязать ФИО3: администрацию <адрес> и ФИО4 СОШ разработать дополнительные меры по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: разработать проектно-сметную документацию, с указанием количества необходимого видеооборудования, а также денежных средств необходимых на его приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию. Обязать администрацию <адрес> внести изменения в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма в муниципальном образовании «<адрес>» на 2011-2013 годы» пункт 4 перечня мероприятий по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы (приложение №) дополнить, с учетом проектно-сметной документации, установкой системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях, заложив конкретные денежные средства на реализацию указанного проекта.
Представитель ФИО3 администрации <адрес> Решетников А.В. в судебное заседание не явился представил заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФИО3 СОШ Мотева Е.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала с исковыми требованиями согласна частично, просила рассмотреть дело в её отсутствие и копию решения направить по указанному адресу.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ФИО3, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела.
Согласно Уставу ФИО4 СОШ, принятому общим собранием трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение создано в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Бюджетное учреждение муниципального типа является некоммерческой организацией. ФИО2 и собственником его имущества является муниципальное образование «<адрес>». Предметом деятельности является оказание муниципальных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органами исполнительной власти <адрес> в сфере образования. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и и лицевой счет, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет ФИО2. Учреждение несет, в установленном законодательством РФ порядке ответственность: за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников.
Решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены основные характеристики бюджета <адрес> на 2012 год и на плановый перио<адрес> 2014 годов.
Решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено: Доходы местного бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законодательством РФ, разграничением полномочий органов государственной власти <адрес> и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, <адрес>, договорам и соглашениям, должно осуществляться в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств местного бюджета. Составление проекта местного бюджета исключительная прерогатива администрации <адрес> (ст.15).
В представлении (от ДД.ММ.ГГГГ №) прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, направленному <адрес> Ганзикову С.А., указано, что проверкой, проведенной прокуратурой в августе 2011 года с привлечением МО МВД «Ремонтненский» выявлены нарушения законодательства РФ по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно: территория ФИО4 СОШ не огорожена, отсутствует система видеонаблюдения и кнопка тревожной сигнализации. Содержится требование о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.
Согласно письму главы <адрес> Ганзикова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному министру общего и профессионального образования <адрес>, в виду отсутствия собственных бюджетных средств администрация <адрес> просит профинансировать мероприятия по проведению антитеррористической защищенности образовательных учреждений на сумму 4081000 рублей.
Согласно положению о Ремонтненском отделе образования администрации <адрес> ФИО2 отдела является администрация <адрес>. Отдел является юридическим лицом, имеет права и исполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Отделу подведомственны муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные общеобразовательные учреждения, муниципальные учреждения дополнительного образования. Одной из основных целей отдела является контроль выполнения мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья обучаемых и воспитанников образовательных учреждений.
Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в приложения к постановлению администрации <адрес>. В разделе «Профилактика правонарушений в области терроризма, экстремизма» указаны меры по информированию граждан о действиях при угрозе возникновения теракктов, меры по оснащению техническими средствами обнаружения оружия и взрывчатых веществшкол и дошкольных учреждений (финансирование из областного бюджета в 2012 году 80000 рублей), меры по обеспечению установки и вывода тревожных кнопок в образовательных учреждениях района (финансирование из областного бюджета в 2011 году — 100000 рублей, в 2012 году — 100000 рублей).
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, оценив представленные доказательства, считает уточненные исковые требования в окончательном варианте, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст.2 того же закона, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии со ст.3 п.4 того же закона, противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст.5 ч.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 32 ч.2 и ч.3 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
В соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: … участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В п. 6.1 Постановления Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ N 409 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а также в местах массового пребывания людей», указано: рекомендовать главам муниципальных образований области: в месячный срок совместно с соответствующими министерствами области определить по каждому учреждению социальной сферы перечень необходимого инженерно-технического оборудования и средств охранно-тревожной сигнализации. Принять меры по оснащению указанных объектов необходимыми средствами.
В разделе I Постановления Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ N 623 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в <адрес> на 2012-2014 годы» указано: характерными недостатками по обеспечению безопасности на ряде объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта являются: отсутствие кнопок тревожной сигнализации, систем оповещения, видеонаблюдения, металлических дверей и надежного ограждения. Ряд спортивных сооружений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения не имеет турникетов, детекторов металла, автоматических шлагбаумов, наличие которых требуется для укрепления входа и въезда на территории указанных объектов. Имеют место недостаточные знания правил поведения в чрезвычайных ситуациях, вызванных проявлениями терроризма и экстремизма, отсутствие навыков обучающихся, посетителей и работников. Сложившееся положение требует разработки и реализации долгосрочных мер, направленных на Решение задач повышения защищенности населения области, которые на современном этапе являются одними из наиболее приоритетных. При этом проблемы безопасности населения <адрес> должны решаться программными методами.
Участники Программы — Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> по согласованию); Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (по согласованию); департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>; образовательные учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования; органы местного самоуправления в случае принятия их представительными органами соответствующих решений.
В разделе III того же постановления указано: Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на Решение основных задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков их реализации, приведены в приложении N 2 к Программе. Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете.
Согласно п. 3.1.3. приложения N 2 к Программе на обеспечение выполнения функций государственными учреждениями (в том числе в рамках выполнения государственного задания) в части реализации комплекса антитеррористических мероприятий образовательными учреждениями, из областного бюджета <адрес> выделено111664,2 тысяч рублей.
В судебном заседании было установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействия терроризму в образовательных учреждениях <адрес> были выявлены недостатки по обеспечению безопасности на ряде объектов образования. В ФИО4 СОШ выявленоотсутствие ограждения, системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации.
В адрес <адрес> было направлено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В целях обеспечения антитеррористической защищенности школ в Министерство общего и профессионального образования <адрес> направлена заявка на выделение денежных средств на мероприятия по проведению антитеррористической защищенности образовательных учреждений районного центрана сумму 4081000 рублей. Однако до настоящего времени выявленные недостатки не устранены. Ранее <адрес> и ФИО4 СОШ принимались меры по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: территория школы огорожена забором и освещается в темное время суток, установлены кнопки тревожной сигнализации, принято Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма в муниципальном образовании «<адрес>» на 2011-2013 годы» (с учетом изменений внесенных Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором указанымеры по информированию граждан о действиях при угрозе возникновения теракктов, меры по оснащению техническими средствами обнаружения оружия и взрывчатых веществ школ и дошкольных учреждений, меры по обеспечению установки и вывода тревожных кнопок в образовательных учреждениях района с указанием источника и размеров финансирования, однако меры по оснащению образовательных учреждений системой видеонаблюдения не предусмотрены.
Действующее законодательство не предусматривает реализацию полномочий органов самоуправления, а также исполнение обязанностей образовательного учреждения с наличием финансовых возможностей. Отсутствие денежных средств не освобождает ФИО3 от выполнения обязанностей установленных законом, учитывыя, что ФИО3 обязаны обеспечивать безопасность граждан. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пп.. 1 п.1 ст.14, пп.1 п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования основаны на нормативно-правовой базе федерального и регионального уровня и направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Указанные мероприятия являются мерами противодействия терроризму, однако необходимо учитывать, что при осуществлении мероприятий нельзя допустить нарушений законодательства Российской Федерации и нарушения конституционных прав граждан.
Принимая Решение суд исходит из того, что финансовое обеспечение реализации мер противодействия терроризму осуществляется за счет бюджетов различных уровней и средств хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать ФИО3: администрацию <адрес> и ФИО4 СОШ разработать дополнительные меры по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: разработать проектно-сметную документацию, с указанием количества необходимого видеооборудования, а также денежных средств необходимых на его приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию.
Обязать администрацию <адрес> внести изменения в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма в муниципальном образовании «<адрес>» на 2011-2013 годы» пункт 4 перечня мероприятий по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы (приложение №) дополнить, с учетом проектно-сметной документации, установкой системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях, с указанием размера финансирования на реализацию указанных мер.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Дек 27, 2015 Комментарии отключены
Ноя 29, 2015 Комментарии отключены
Окт 17, 2015 Комментарии отключены
Сен 11, 2015 Комментарии отключены
Ноя 29, 2015 Комментарии отключены
Авг 09, 2015 Комментарии отключены
Фев 23, 2015 Комментарии отключены
Фев 01, 2015 Комментарии отключены